среда, 8 апреля 2009 г.

Сэлинджер. "Над пропастью во ржи". Холден и женщины

из френдленты
http://community.livejournal.com/ru_books/1845781.html

Отношения Холдена Колфилда к женщинам (и с женщинами) крайне интересно и заслуживает отдельного анализа. Попробую разложить его по полочкам:
1. Колфилд очень чувствителен и влюбчив. Женское общество его просто опьяняет. Холдена даже можно назвать эротоманом (сам себя он называет ²сексуальным маньяком⌡). Вот одна крайне характерная цитата, описывающая его встречу с Салли Хейз: ²She looked terrific. She really did.The funny part is, I felt like marrying her the minute I saw her. I.m crazy. I didn.t even like her much, and yet all of a sudden I felt like I was in love with her and wanted to marry her⌡. Холден всегда готов к тому, чтобы восхищаться женщинами. Дайте ему только минимальный повод, и он начинает восхищаться, говорить, как они прекрасно выглядят, какие они милые и т.д. и т.п.
2. Холден любит разговаривать с женщинами и по ходу повествования находит общий язык почти со всеми женщинами, с которыми вступает в общение. При этом для него принципиально важно, чтобы его считали все-таки мужчиной, а не просто другом-собеседником.
3. Сексуальная часть реальности ему недоступна (²Sex is something I just don.t understand. I swear to God I don.t⌡. Холден был и остается девственником, причем из его действий не совсем ясно, реально ли он хочет расстаться с девственностью. Да, он предпринимает некоторые попытки, но они скорее являются данью необходимости (я должен лишиться девственности), чем отображает его подлинное сексуальное желание. По-настоящему, в отношении секса доминирующим чувством Холдена является растерянность.
Далее постараюсь разложить по полочкам отношение женщин к Холдену.
1. Если Холден опьянен женщинами, то женщины относятся к Колфилду просто доброжелательно. Им приятно его присутствие (до тех пор, пока она не начинает св ои специфические монологи, естественно). Девушки держат Холдена ²за хорошего парня⌡, у зрелых женщин он безошибочно пробуждает материнский инстинкт. В целом, думаю, женщины могли бы сказать, что Холден Колфилд: ²симпатичный молодой человек⌡.
2. Все ²сексуальные⌡ попытки Холдена заканчиваются тем, что девушки начинают его ненавидеть (кроме случая с проституткой, вспомним случай с девушкой, у которой он никак не мог расстегнуть бюстгальтер).
3. Интеллектуальных излияний Холдена женщины не принимают все как одна. Даже его сестренка Фиби, которая по-настоящему к нему привязана, не понимает его жизненной позиции, и даже решительно ее осуждает. Именно она выносит окончательный женский вердикт о его поведении: ²Тебе просто ничего не нравится⌡: ²You don.t like anything that.s happening⌡.

Итак, теперь можно перейти к выводам. А каким же будет основной вывод? Вполне возможно, вам мой вывод покажется несколько странным, а он таков: отношение Холдена к женщинам е сть проявление ²писательской⌡, или можно еще сказать, ²литературной⌡ любви. Мне не очень нравятся эти термины, но я не знаю, есть ли более удачные. Вот термин ²платоническая любовь⌡ существует, и он крайне удачен. Платоническая любовь . это любовь философская, когда женщина воспринимается как понятие. Что же такое ²литературная⌡ любовь? А это такая любовь, когда женщина (шире: объект любви) воспринимается как образ (вот как, наверное, лучше ее назвать: образная любовь). Это именно та самая любовь к Прекрасной даме, Незнакомке и т.д. и т.п. Отличительные признаки этой любви таковы: восхищаться тем, какой бы могла быть женщина, воображать себе женщину, творить ее, дистанцируясь от реальной женщины как от материала для творческого воображения. Тут Холдену нет равных: он создает прекрасные образы фактически всех женщин, с которыми встречается по ходу книги. Даже про девиц из бара, которые не вызывают у него никакой симпатии (те, которые высматривали звезд), он нашел пару ласковы х слов (отметил танцевальный талант одной из них). Далее, они, конечно, почти все оказались ²показушницами⌡, но для всякого творца образов столкновение с реальностью заканчивается разочарованием. Реальные женщины не могут соответствовать воображаемым (к тому же помимо их воли) характеристикам. И отношение женщин к такого рода любви вполне показательно: женщины всегда охотно принимали такое поклонение (1) и всегда держали такого рода поклонников несколько в стороне: как сексуальные объекты такого рода поклонники мало-состоятельны (2). Ну, и непонимание женщинами Колфилда есть специфически ²реалистическое⌡ непонимание. В принципе ведь его никто не понимает, но именно женщины улавливают самое главное в его метаниях: тотальное отсутствие какого-либо позитивного устремления, отсутствие почвы под ногами (3). Все, что он может предложить: это уехать куда-то там не знаю куда и делать там ²что-то не знаю что⌡. Сплошные образы.
P.S. Характерно также, что Холден застревает на поц елуйной стадии общения с противоположным полом. Поцелуй был и, уверен, остается, гранью, достаточно точно разделяющую искусство, отображающее любовную жизнь, от реальности любовной жизни. Все, что связано непосредственно с сексом с точки зрения искусства остается крайне проблематичным. Восхищение versus возбуждение.

От друзей
Национальный парк Сагуаро (Saguaro National Park): в долине гигантских кактусов

Комментариев нет: